Что значит - "Единородный Сын"?

    

    
    Проанализируем имя "Единородный Сын", которым назван Иисус в Ин.1:14,18; 3:16,18; и 1Ин.4:9. 

    Так же наши размышления будут пересекаться с двумя другими текстами. 

    Пс.2:7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

    Деян.13:33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

    Единородный - это перевод греческого слова μονογενης (моногэнЭс). В рамках Нового Завета это слово встречается у евангелиста Иоанна всегда в отношении Сына к Отцу. 

    Есть некоторое разногласие между исследователями Библии о происхождении этого слова. Одни считают, что греческое слово моногенес состоит из двух частей: (моно), которое означает единственный, и генес от слова геннао, которое означает родить. Другие же исследователи считают, что это слово состоит из моно - единственный и генос, которое означает род, вид, класс.

   Первый взгляд был впервые сформулирован в трудах Оригена. Эта теория называется "теорией вечного рождения Сына от Отца". Этой теории придерживались Ж. Кальвин и современный реформаторский богослов Р. Спраул.

    Согласно этой теории, сам факт того, что мы называем Иисуса Христа Сыном, может привести к мысли, что Он был рожден в какой-то отдельный момент времени в далеком прошлом. Поэтому Ориген предлагает считать, что Отец рождает Сына не во времени, не так, словно ранее Сына не было, но в том смысле, что Отец начало и источник Сына. Отец не родил Сына когда-то, но предвечно и всегда Его рождает и родил. Отец не может быть Отцом, если нет Сына, а это означает, что Сын Ему совечен. Ведь если Отец родил Сына в какой-то момент времени, то значит было время, когда Отец не был Отцом. Такой мысли мы не можем допустить в отношении Вечного и Неизменного Бога. Эта мысль разрушает всякое понимание Бога. 

    Рождение Сына - это не конкретное или единственное событие в прошлом, но постоянно совершающееся, без начала и конца. Но многие богословы, в частности Л. Форлайнс, считают, что в этой теории есть внутреннее противоречие. Рождение, как считают они, - это процесс, имеющий начало. А определение вечное отрицает всякую мысль о начале. Таким образом, само понятие вечное рождение есть нечто немыслимое. Тем не менее, эта теория была принята ортодоксальными богословами церкви и сыграла важную роль в процессе формирования учения о Троице.

    Рождение Сына от Отца можно соотнести с отношениями, которые имеются между Отцом и Духом Святым. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин.15:26). 

    Отметим, что Дух Святой исходит от Отца. Греческое слово, которое здесь употребляет Иоанн, εκπορεύεται (экпорЭуэтай), означает "выходить, уходить, удаляться, отправляться, исходить". Таким образом, Библия представляет нам картину взаимоотношений между Лицами Троицы: Отец является источником происхождения Сына и Духа Святого, Сын - рожден от Отца, а Дух Святой - исходит от Отца. Отец - не рожден, Сын - рожден, Дух Святой - исходит.

    Согласно второму взгляду, где греческое слово моногенес переводят как уникальный, особенный не обязательно принимать учение Оригена о вечном рождении Сына от Отца. Это слово, по их мнению, просто указывает на особенные, уникальные отношения Сына и Отца. Эти отношения неповторимы и невозможны больше нигде. 

    Греческое слово моногенес встречается и в Септуагинте и в других местах Нового Завета. В Евр.11:17 Исаак назван этим же словом греческим моногенес. Хотя у Авраама был еще сын, все же Исаак назван единородным. В этом случае Исаак назван единородным в смысле, что он был особенным сыном обетования, и другого такого же сына у Авраама не было никогда. Подобным образом, можно сказать, что греческое слово моногенес не указывает на таинственное рождение Сына Божия, а подчеркивает особенное, уникальное положение Сына у Отца.

    Первая и вторая версии понимания греческого слова моногенес содержат разумные библейско-богословские доводы. Первая версия оправданно оставляет некую таинственность внутри божественных отношений между Лицами Троицы, а вторая версия обоснованно подчеркивает неповторимость отношений между Отцом и Сыном. 

    Ни одна из этих версий не выходит за рамки принятого Церковью библейского богословия. Среди консервативных богословов есть те, которые придерживаются и той и другой версии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

КАКАЯ ЗАВЕСА РАЗОРВАЛАСЬ В ХРАМЕ?

Иногда читаешь Библию и все вроде «ровно» и понятно, а  иногда словно в ступор впадаешь и на целый день погружаешься в исследования Писания....