Иисус Христос – Сын Человеческий.

Описывая жизнь Иисуса Христа евангелисты столкнулись с серьезной трудностью. Дух Святой побуждал авторов передать не столько биографию Иисуса Христа и Его учение, перед ними стояла трудная задача передать Природу той Личности, с которою они встретились. 

А как это сделать, если в окружающем их мире не было терминов для описания Природы Христа? Личность Христа настолько была удивительной и уникальной, что вряд ли даже обладающий хорошим образованием Павел смог бы используя человеческие термины точно описать все тонкости этой "бездны богатства".

 По этой причине мы имеем с вами не одну биографическую книгу о жизни Христа, а четыре полновесных источника, четыре Евангелия, которые не стремятся поместить Христа в жесткие рамки жанра хронологического жизнеописания, они написаны для раскрытия Личности Христа. Авторы богодухновенных строк вплетают повествования о природе Христа в саму ткань текста, чтобы каждый читающий не столько получил информацию о жизни Иисуса, сколько встретился бы с Ним Самим.

Существенная трудность в этом деле возникает и из-за отсутствия правильных терминов. Как назвать Личность, с которой встретились ученики? Каким термином определить его местоположение в онтологии мира? Каким человеческим титулом описать увиденный образ, если ему нет подобия?

Ученики не могли назвать Иисуса Богом, так как для этого им пришлось бы перестать быть иудеями. Иисус и не настаивал на этом, зная особенности культуры евреев. Каждый еврей, осмелившийся назвать Иисусом Богом тут же подпадал под статус идолопоклонника и сильно рисковал быть убитым.

По этой причине окружающие Христа ученики использовали для обращения ко Христу другие титулы, звания и "имена": Учитель, Наставник, Сын Божий, Господь, Спаситель. Но все беда была в том, что у каждого этого титула во времена Христа было уже свое закрепленное значение. Не прибегая к новым терминам, в каждом из этих значений нужно было открыть иной смысл, который бы мог точно описать Природу Христа.

Но есть один титул, который я бы выделил отдельно. Это титул - Сын Человеческий. 

Титул «Сын Человеческий» встречается почти исключительно в Евангелиях: 69 раз у синоптиков, 13 раз у Иоанна и 3 раз в остальных текстах Нового Завета. Причем во всех евангельских случаях этот титул звучит только в устах Иисуса Христа. Именно этот факт делает этот титул уникальным. Этим титулом Себя Самого называл Иисус. И чуть позже мы поймем почему. 

Иисус никогда не именуется Сыном Человеческим в авторских повествовательных текстах, Его ученики никогда не пользуются таким обращением. Согласно евангельским повествованиям, Иисус предпочитал для Себя название Сын Человеческий. Когда люди обращались к Иисусу, называя Его "Сыном Божьим" или "Мессией", то отвечая им, Он говорил о Себе, уже как о Сыне Человеческом. Например, в Мр.8:29-31: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». 

Также прочитаем Мр.14:61-62: «Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». 

Несомненно, Иисус часто употреблял это выражение. Но определить значение этого титула нелегко. Для греков эта фраза просто обозначала человек. Известно, что такое имя использовали раввины, чтобы иносказательно назвать самих себя.[2] Однако, как следует из евангельских повествований, Иисус явно выходит за рамки приемов риторики.

В ветхозаветных Писаниях фраза Сын Человеческий впервые встречается в Чис.23:19, где записано следующее: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?». Здесь словосочетание сын человеческий стоит параллельно со словом человек. Поэтому в этом контексте это высказывание означает человечество вообще. Такое значение также можно встретить в Пс.8:5: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Согласно Ветхому Завету, сын человеческий также означает просто человек, как бренное и преходящее существо.

В книге Иезекииля встречается другое значение этого имени. В этой книге оно употреблялось, как личное название пророка Иезекииля. Часто Бог обращался к пророку, называя его сыном человеческим. Можно сказать, что это название служило почти именем для Иезекииля. Но также следует отметить, что в книге пророка Иезекииля имеется сравнение между славой и силой Божьей и слабостью и смирением Его пророка. Поэтому, используя такое название для Иезекииля, Бог подчеркивал зависимость и слабость человечества.

Но в дополнение к этому существует особенное ветхозаветное использование этого имени. Оно используется для описания сверхъестественной Небесной Личности. В Дан.7:13-14 читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».

Возможно, что отрывок, находящийся в Пс.79:18, также относится к этой таинственной личности Сына Человеческого: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе». Притом в межзаветные времена также упоминался этот сверхъестественный Сын Человеческий в неканонических книгах Еноха и Ездры. Это свидетельствует о том, что во времена Иисуса Христа люди ожидали этой Небесной Личности. Этот титул объединял ожидания и евреев и язычников необыкновенного Человека, Который придет на землю как Спаситель и вернет человечеству его подлинную участь. Под влиянием пророчеств Даниила, некоторая иудейская апокалиптическая литература содержит в себе образ Сына Человеческого, где Он представлен как предсуществующий вселенский небесный Судья последних дней.

Но все же люди не понимали значения выражения Сын Человеческий. Например, в Ин.12:34 читаем следующее: «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?».

Если этот титул был так не понятен людям, то зачем Иисус снова и снова обращался к нему? При этом чаще всего Иисус использовал такое наименование в отношении к Себе когда люди были готовы признать в нем Миссию. 

Обратимся к Мр.14:61,62«Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».

Как здесь видно титул "Сын Человеческий" воспринимается, как тождественный титулу "Христос" или "Мессия". Но Иисус не использует в этом диалоге общепринятые термины, Он снова говоря о себе употребляет "Сын Человеческий". 

В этой связи также можно упомянуть Mр.8:38; 13:26; Mф.10:23; 19:28; 25:31; Лк.12:8-9; 17:22-30; 18:8; Ин.3:13; 5:27; 6:62. Во всех этих текстах прямо и косвенно видна это конструкция. Люди называют (или подразумевают) Иисуса Мессией, а Он ни когда не называя себя Мессией использует титул "Сын Человеческий". Складывается впечатление, что Иисус пытается в термин "Мессия" внести иной смысл, чем вкладывали в него иудеи. 

Поиск ответа на сложившуюся ситуацию стоить искать в национально-религиозной плоскости. 

Всем известно, что жители Иудеи были наполнены мессианским чаяниями долгие годы. С завидной регулярностью на политической арене появлялись люди, которые объявляли себя Миссиями. Из пророчеств Ветхого завета каждый иудей знал, что ожидаемый Христос должен быть из колена Иуды и из потомков царя Давида. Очень часто ожидаемого царя называли "Машиах бен Давид". 

Со временем все мессианские ожидания выкристаллизовались в некую национальную идею. Эта идея объединяла все полюса политической жизни Израиля. Мессию ждали и саддукеи и фарисеи, бедные и богатые, больные и здоровые. Жизнь в ожидании Великого Царя, который восстановит былую славу всего Израиля стала одной из титульных идей, помогающей всему народу проходить серьезные испытания, выигрывать сражения и покрывать позор поражений. 

Иудеи ждали своего Царя, ждали долго, ждали так посвящено, как умеют только они - евреи. Мессианская идея стала маркером, разделяющим весь мир на своих и чужих, чужих, которые не ждали Мессию.

Мессия - это ожидаемый царь, который сразу должен был получить статус национального героя Израиля. Эта стойкая национальная идея стала неким стержнем нации. 


Но Иисус ведет себя не обычно. Он не отвергает идею своего мессианства, но всякий раз, когда его хотели признать Мессией Он использует иное имя - "Сын Человеческий". Почему?

На мой взгляд Иисус делает это не случайно. Всем своим видом и своими поступками Иисус пытается сформировать у иудеев иной взгляд на Мессию, нежели был у них. Он пытается оторвать их взгляд от националистических мессианских идей. Ведь Иисус пришел спасти все Человечество, а не одну нацию. 

Если бы Иисус согласился бы с иудейским мессианских взглядом, то это помешало бы и ученикам Иисуса и первым последователям воспринять более широкий взгляд на мессианскую позицию Христа.

Иисус намеревался стать Царем (Христом) не только для иудеев, но и для всего Человечества, поэтому Он и избирает титул Сын Человеческий, чтобы не подогреть горячий националистический интерес людей, который исказил бы истинные цели Иисуса Христа. 

Как мы помним весь дух Евангелия говорит нам об этом. Любой бы националистический или патриотический мотив мог бы лишь исказить замысел Бога. 

Гал.3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.


_______________________________________________________________________

[1] Дж. Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете, стр. 75.
[2] Р. Даннинг. Благодать, вера и святость, стр. 288.
[3] Л. Моррис. Цит. соч., стр. 118.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КАКАЯ ЗАВЕСА РАЗОРВАЛАСЬ В ХРАМЕ?

Иногда читаешь Библию и все вроде «ровно» и понятно, а  иногда словно в ступор впадаешь и на целый день погружаешься в исследования Писания....